Международная научная конференция "РОССИЯ–МОНГОЛИЯ: КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ И САМОБЫТНОСТЬ КУЛЬТУР"
Прислано galaxy June 24 2013 04:02:04

25 июня 2013 года в городе Бийске пройдет Международная научная конференция «Россия–Монголия: культурные контакты и самобытность культур», организованная Санкт-Петербургским государственным университетом, Алтайской государственной академией образования им. В. М. Шукшина и Монгольским государственным университетом культуры и искусств.


Расширенные новости

Международная научная конференция «Россия–Монголия: культурные контакты и самобытность культур» проходит в рамках проекта «Мир центральной Азии» при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Министерства образования, культуры и науки Монголии (грант РГНФ №13-23-03501), с участием кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного  диалога. Проведение конференции будет осуществляться в рамках традиции, заложенной на предыдущих четырех международных конференциях, состоявшихся в  2008 г. (Санкт-Петербург, Россия), 2010 г. (Улан-Удэ, Россия), 2011 г. (Улан-Батор, Монголия), 2012 г. (Элиста, Россия).

Основная цель конференции – развитие диалога между культурами, укрепление интеркультурного пространства, позволяющего осуществлять межкультурное взаимодействие на качественно новом уровне.

 

Взаимодействие народов, проживающих ныне на территории России и Монголии, имеет насыщенную фактами историю, не имеющую одномерного измерения.

 

Известно, что после победы в народной революции 1921 года монгольское правительство обратилось к России с просьбой об оказании помощи в подготовке национальных кадров, и уже в августе того же года первые 15 молодых людей были отправлены в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока. По мнению некоторых исследователей, эта дата стала началом культурного и образовательного обмена дружественных стран. Только с 1922 по 1926 гг. в СССР получили образование более 200 монгольских юношей и девушек. Со второй половины 1920-х гг. все больше монгольских студентов направлялись на учебу в крупные культурные центры Советского союза, в том числе в Ленинград. В 1926 году в Институте живых восточных языков им. А. С. Енукидзе был создан рабочий факультет для учащихся, не владеющих русским языком. На этом факультете обучалась молодежь из МНР. В Ленинградском восточном  институте среди первых монгольских студентов учились крупные ученые-востоковеды. Д. Нацагдорж – основоположник современной монгольской литературы, был одним из первых, кто учился и получил образование в СССР. В его стихотворении «Учиться – в дальние края» есть строки, ставшие крылатыми:

… Из тех краев, куда степным гусям не залетать,

Издалека вернулся сын и знаний клад привез.

 

За 85 лет, начиная с 1920-х гг., в России было подготовлено почти 60 тыс. монгольских специалистов с высшим образованием, включая докторов и кандидатов наук. Сегодня Монголия занимает одно из первых мест среди других стран по числу специалистов, получивших образование в России.

 

Монгольские вузы продолжают плотное академическое взаимодействие с вузами Санкт-Петербурга, Москвы, Иркутска, а также приграничных с Монголией регионов.

Среди так называемых «городов-побратимов» мы можем назвать два старейших города – Бийск (Алтайский край) и Ховд (Западная Монголия), которые исторически связывают торгово-экономические, а сегодня и научно-образовательные связи.

Многие жители старшего поколения Бийска знают, что начало одному из наиболее интенсивных периодов экономического города дало развитие торговли с Монголией. Так, известны имена бийских купцов-чуйцев, торговавших с Монголией через Алтайские горы, используя Чуйский торговый путь. По словам профессора АлтГУ Александра Старцева, торговцы отправлялись из Бийска зимой на лыжах, а затем верхом выезжали в горы. Эти путешествия были довольно опасны, но чрезвычайно прибыльны. Выгодность торговли привлекла сюда и других предпринимателей, но подавляющее большинство из них являлись жителями Бийска и Бийского округа. В середине 20-х годов XIX века купцы построили на берегу  Чуи несколько избушек-складов, которые дали начало поселку Кош-Агач, сыгравшему большую роль в дальнейшем развитии русско-монгольской торговли. А с 1876 года  чуйцы начали открывать в городах северо-западной Монголии свои торговые предприятия. В то время постоянную торговлю в Ховде вели четыре купца, первым из которых сюда прибыл бийский купец В. А. Гилев. Так зародилась знаменитая чуйская торговля, которая имела важное значение не только для города Бийска, но и для развития торгово-экономических российско-монгольских отношений.

 

На сегодняшний день Бийск в лице Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина имеет многолетний опыт сотрудничества с Ховдским аймаком Западной Монголии, особенно с Ховдским государственным университетом.

В настоящее время российско-монгольские коллективы выполняют совместные исследовательские проекты и экспедиции, организуют совместные конференции и обучающие семинары, реализуют программы академической и студенческой мобильности.

Так, в рамках долгосрочного договора о научном сотрудничестве между Алтайской государственной академией образования имени В.М. Шукшина и Ховдским государственным университетом выполнялись несколько проектов по грантам РГНФ и РФФИ. С 2002 года российско-монгольские научные коллективы проводили исследовательские работы и экспедиции по таким темам, как «Антропогенные воздействия на природную среду», «Флора, растительность и фауна сопредельных регионов России и Монголии», «Проблемы охраняемых территорий и геоэкологические исследования», «Монгольский словесный акцент в перцептивном аспекте», «Окказиональная вербализация неязыковых сигналов носителями монгольского и русского языков», «Эволюция монгольского и русского этносов: социокультурный, языковой, морфофункциональный и психофизиологический аспекты», «Динамика эволюционных процессов в области культуры, языка и физиологии монгольского и русского этносов на микропопуляционном уровне».

В данном направлении получены не только научные, но и социально значимые результаты. Так, по итогам одной из экспедиций академией был снят профессиональный фильм «Территория Алтай: Россия – Монголия», который оказался весьма интересным не только студентам, но и, прежде всего, российским туристам, а также всем интересующимся культурой, языком и бытом монгольского народа.

С 2008 года Лаборатория антропоцентрической типологии языка под руководством профессора Е.Б. Трофимовой при поддержке РГНФ и Министерства образования, культуры и науки Монголии ведутся исследования в области проблем фонологии монгольского языка (в частности до сих пор не решенной проблемы статуса монгольского словесного ударения), проблем порождения и восприятия окказиональных лексических единиц, перекодировки неречевых сигналов в речевые, которыми заинтересовались и ученые из Франции и Швейцарии. Ведется работа с монгольскими коллегами и в направлении подготовки кадров высшей квалификации. В настоящее время защищена одна диссертация преподавателя Ховдского государственного университета Тумээ Одончимэг, а первая группа студентов вуза успешно прошла стажировку на нашем факультете иностранных языков.

Нужно сказать, что такие программы успешно реализуются и в вузах столицы нашего края. На базе Алтайского государственного университета и Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова проводятся не только крупные научные проекты, но и традиционные международные школы, курсы повышения квалификации, конференции.

И тут крайне важно отметить, что в контексте современных интеграционных процессов в высшем образовании (слиянии, объединении, кооперации вузов), при сохранении самостоятельности каждого вуза, мы уже имеем опыт успешной интеграции на региональном уровне, который реализован Советом ректоров вузов Большого Алтая. В его состав на сегодняшний день включились все государственные вузы Алтайского края. В таком альянсе нас объединяет один из крупнейших объектов исследования – обширный регион Большой Алтай, представляющий интерес для ученых и специалистов разных областей знания.

Конечно, это далеко не все векторы сотрудничества, которые определяют тренды развития научной деятельности вузов приграничных регионов России и Монголии. Их можно обсуждать достаточно долго.

Хочется надеяться, что в условиях глобализации и регионализации мирового экономического пространства Россия и Монголия найдут те точки роста, которые позволят выйти на пик социально-экономического и социокультурного развития.

 

Власов Михаил Сергеевич

зав. отделом тематического планирования и организации научных исследований

АГАО им. В.М. Шукшина