Алтай: Монголия - Россия

Авторизация

Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.

name








Монгольские и русские культурные традиции

Том первый / Том второй / Том третьий

 

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ МОНГОЛЬСКОГО И РУССКОГО НАРОДОВ В ПРИГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ[1]

В свете происходящих в российской действительности современных социальных, общественно-политических и культурных процессов исследование этнокультурных проблем и национального самосознания приобретает особую значимость. Исследование закономерностей формирования этнической культуры имеет большое значение не только с теоретической точки зрения, но приобретает и практическую направленность из-за возникших в настоящее время проблем в межнациональных отношениях.

Одним из определяющих факторов национального самосознания является этническая культура, ведь через культуру происходит связь человека с природой и другими этническими группами. Современные этнокультурные исследования выделяют две общие тенденции в развитии самосознания: изменение национального самосознания за счет демократизации общества и распространения массовой культуры Запада, которые обогащают духовный мир личности и этноса в целом, с одной стороны, и сокращение влияния этносоциальных и этнокультурных факторов на развитие национального самосознания, с другой.

Этническое самосознание - одно из свойств этноса, зачастую имеющее определяющее значение для его выделения из числа прочих этнических групп. Развитие этнического самосознания позволяет этносу выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая возникает на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера - это процесс самопознания и развития этнокультурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какому этносу, нации он относится.

В августе 2011 г. в Республике Горный Алтай и в Ховдском аймаке (Западная Монголия) было проведено пилотажное социологическое исследование этнического самосознания жителей этих территорий. Было опрошено 103 человека по специально разработанной социологической анкете.

42,2% респондентов считают, что благодаря национальной принадлежности у людей сохраняется память о предках, о Родине, ее истории, а 23,5% , что национальность дана человеку от природы или от Бога и менять ее нельзя. По мнению 18,6% опрошенных национальность объединяет людей, позволяет добиться общей цели. Однако 3,9% респондентов уверены, что понятие национальности в значительной мере устарело, и столько же считают, что национальность разъединяет людей, противопоставляет их друг другу.

Как же определили свою национальность респонденты? Более половины – 53,9% респондентов - определяют свою национальность по национальности обоих родителей. Вместе с тем ответы, полученные в Монголии, отличаются от ответов, полученных от респондентов в России. 70,7% респондентов в Монголии определяют свою национальность по национальности отца, в то время как большинство российских респондентов определяют национальность по национальности обоих родителей. Особый интерес представляет группа людей, которые имеют родителей разных национальностей. Идентификация собственной национальности происходит по собственному выбору респондента. Так 14,8% опрошенных выбрали свою национальность по национальности отца, а 3,3% - по национальности матери, причем среди этих респондентов есть как те, кто называет себя русскими, так и алтайцами. Более того, при беседе с респондентами встречались и те, кто, определяя свою национальность как русская, имеют родителей других национальностей (украинцев, белорусов), объясняя свой выбор тем, что «…всю жизнь прожили с русскими…», «живу по русским традициям», «думаю как русская», «просто я – русская» и т.д. Это указывает, прежде всего, на культурную идентичность, общность материальных условий жизни, территории и экономики, владение русским языком как родным, наличием определенных черт национального характера. Одна из респондентов определила свою национальность как мусульманка, а респондент назвал «преступлением разделение славян на разные нации» и написал, что он славянской национальности.

Подавляющая часть респондентов (95,1%) гордится своей национальностью, однако четко сформулировать причину гордости за свою нацию смогли лишь 45% опрошенных (богатая история; ментальность; большой вклад в развитие науки, искусства, литературы; высокие интеллектуальные способности и т.п.).

Таким образом, национальность, будучи одной из существенных характеристик духовного мира человека, его психологического склада, формируется в конкретной социально-этнической среде и человек во многом сам определяет свою национальность в зависимости от того, кем он себя чувствует.

Более половины респондентов (59,8%) указали, что они имеют все условия для развития своей культуры и языка. Однако 25,5% опрошенных считают, что условия недостаточны, а 11,8% указали, что необходимых условий для развития своей культуры нет. Среди последних больше всего монголов (22,0%), а также алтайцы и кумандинцы (4,9%).

Возможно поэтому, респонденты алтайской и кумандинской национальности затруднялись назвать наиболее известных деятелей своей национальности в области литературы, искусства, политики и лишь 8,1% из них смогли указать национальную сказку, а пословицу своего народа написал лишь один респондент.

Таким образом, этническое самосознание в приграничной территории Монголии и России свидетельствует об интересе представителей различных этнических групп к своим корням, но в то же время на этот процесс оказывает влияние м межэтническая коммуникация, культурные традиции и язык других народов, населяющих регион.

 

 по материалам статьи группы авторов (Беспалов А.М., к.филос.н., доцент АГАО, г. Бийск, Россия, Прудникова М.М., ст.преп. АГАО, г. Бийск, Россия, Нямдорж Б., проректор по учебной работе Ховдского государственного университета, г. Ховд, Монголия)

 



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта организации экспедиций международного конкурса РГНФ-МинОКН Монголии «Эволюция монгольского и русского этносов: социокультурный, языковой, морфофункциональный и психофизиологический аспекты (полевые исследования» № 11-23-03553е/Mon.

Время загрузки: 0.05 секунд
152,732 уникальных посетителей